Социально-психологическое тестирование 2024-2025 учебного года
Социально-психологическое тестирование – это метод исследования, позволяющий определить эмоциональное и психологическое состояние обучающихся, их индивидуальные особенности и проблемы, а также взаимодействие с окружающей социальной средой.
Основными задачами социально-психологического тестирования обучающихся являются:
- определение уровня развития социальных и психологических компетенций;
- выявление особенностей поведения и эмоциональной сферы;
- оценка стиля общения и конфликтной напряженности;
- изучение мотивационной сферы и уровня самореализации.
В период с 16 сентября по 15 октября 2024 года пройдет социально-психологическое тестирование, направленное на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (далее – социально-психологическое тестирование), в 2024/25 учебном году.
Использование единой методики социально-психологического тестирования (СПТ) является обязательным для образовательных организаций всех субъектов РФ:
➢ ФЗ № 120_ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»
➢ Приказ Министерства просвещения РФ от 20.08.2020 № 59 «Об утверждении проведения социально-психологического тестирования
обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях».
В социально-психологическом тестировании принимают участие обучающиеся, достигшие возраста тринадцати лет, начиная с 7-го класса обучения в общеобразовательной организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53.4. Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее – Федеральный Закон № 3-ФЗ) в отношении обучающихся проводятся мероприятия по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Данные мероприятия реализуются в два этапа и включают в себя:
1) социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях;
2) профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях .
Мероприятия, реализуемые в рамках тестирования, носят выраженный профилактический характер и не ставят целью наказание за употребление наркотиков. В соответствии с Законом тестирование является анонимным и конфиденциальным: персональные данные в анкету не заносятся, а результаты тестирования разглашению не подлежат.
Министерство просвещения Российской Федерации обращает особое внимание на необходимость обеспечения максимального охвата всех образовательных организаций социально-психологическим тестированием, направленным на определение вероятности вовлечения обучающихся в зависимое поведение.
Внимание! Списки участников ЕМ СПТ НИГДЕ не публикуются, методика не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости!
Тестирование позволяет определить у обучающихся образовательных организаций наиболее сильные и ресурсные стороны личности, специфические поведенческие реакции в стрессовой ситуации, различные формы рискованного поведения. Анализ результатов поможет организовать индивидуальные профилактические и коррекционные мероприятия для обеспечения благополучия личности обучающихся, оказать своевременную психолого-педагогическую помощь и поддержку.
Методика тестирования включает перечень вопросов на понятном для обучающихся языке. Длительность проведения учитывает возрастные особенности участников тестирования и не превышает одного урока. Задача обучающегося – внимательно прочитать вопрос и выбрать вариант ответа. Правильных или неправильных ответов на вопросы не существует. Количественный подсчёт осуществляется автоматически, что обеспечивает точность оценки.
Согласие на участие ребёнка в тестировании – это возможность вам удержать в поле своего внимания вопросы рисков и безопасного образа жизни детей и подростков.
Уважаемые родители, Вы как законные представители своих детей, имеете возможность задать любые вопросы, связанные с процедурой тестирования. По окончании проведения тестирования и обработки ответов вы сможете обратиться за результатами к организаторам (педагогу-психологу образовательной организации) и получить соответствующие рекомендации.
Ответы на типичные вопросы и опасения родителей, связанные с социально-психологическим тестированием
1. Зачем ребёнку это тестирование?
«Результаты диагностики позволяют обучающемуся получить информацию о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, содействуя развитию навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать потенциальные риски и обезопасить себя от них».
2. Могут ли по результатам диагностики «поставить ребёнка на учёт» в соответствующих органах?
«Результаты тестирования не являются фактическим или юридическим основанием для постановки тестируемого на какой-либо вид учёта (внутришкольный, наркологический и т.п. или для постановки какого-либо диагноза). При желании обучающегося или его родителей результаты тестирования могут лишь мотивировать их самостоятельно обратиться за консультацией к профильным специалистам, а также воспользоваться предложениями по добровольному участию в программах или мероприятиях, направленных на развитие навыков личностно-доверительного общения, качеств личности, обеспечивающих оптимальную социально-психологическую адаптацию».
3. Кому будут переданы данные о результатах тестирования ребёнка?
«Все результаты тестирования строго конфиденциальны! Каждому обучающемуся, принимающему участие в тестировании, присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных. Таким образом, персональные результаты могут быть доступны только нескольким лицам: самому обучающемуся (в адаптированном виде), родителю или законному представителю ребёнка, а также специалисту, который организует процесс тестирования в образовательной организации».